Нельзя стоять на месте. Нужно постоянно развиваться и искать что-то новое. Именно с такими мыслями на открытие фотовыставки MIFA я шла. В таких местах каждый раз открываешь для себя что-то новое, черпаешь идеи для вдохновения и обзаводишься новыми знакомствами.
Так произошло и на этот раз, мне посчастливилось познакомиться с замечательной девушкой — Дарьей Матросовой, фотографом из Витебска, которая собственно и являлась организатором этой самой выставки. Это было не просто, но мы нашли время и смогли связаться после выставки и поговорить, все-таки с такими людьми всегда хочется общаться много, так у нас и вышло.
-Предлагаю начать с вопроса самого напрашивающегося. Как и когда ты открыла для себя фотографию?
-Я начала заниматься фотографией, еще во время учебы в университете. Я училась на худграфе (Художественно-графический факультет, ВГУ). Я постоянно находилась в окружающей меня творческой атмосфере, и конечно, мне нужно было и очень хотелось заниматься чем-то интересным. Я долго думала в чем себя проявить, потому как живопись и и все эти древние виды искусства на мой взгляд уже не так актуальны и современны, особенно если сравнивать с фотографией. Тогда я начала фотографировать и все начало получатся очень хорошо.
-Что для тебя принес университет? Я так понимаю, что в курсе обучения вы не изучали фотографию?
-Нет-нет, сам университет по фотографии практически вообще ничего не дает. Но, я считаю, университет дал мне самое главное. Он помогает прививать вкус, чувство композиции, свет, тени. Я уверена, что человеку с художественным образованием будет намного проще разобраться что к чему в художественной фотографии, чем человеку которому далек от этого.
-Можешь ли ты назвать кого-то своим учителем по части фотографии? А может ты проходила какие-то интересные курсы?
-Так вышло, что мои коллеги и многие фотографы за которыми я наблюдаю, за их творчеством, они бесконечно посещают различные мастер-классы. У меня же вышло совершенно наоборот. За все время занятия фотографией я не посетила ни одного мастер-класса. Все что я делаю, я делаю сугубо со своей точки зрения, сугубо так как мне хотелось. Так что ни один фотограф или мастер-класс не повлиял на мое творчество. Хорошо это или плохо, я не знаю. Факт один, я смогла сделать все это сама.
Так получается далеко не у всех и не каждого. Есть же много примеров, что человек посетив 10-20 мастер-классов так и не начинает делать что-то с тем результатом, которого ожидает. А есть такие же самоучки как и я, кто может вообще ничего не посещать и надобности в этом вроде и нет. Хотя если рассуждать сейчас, то уже имея за плечами определенный опыт и знания я бы может и посетила какие-то мастер-классы, для того, чтобы посмотреть другую точку зрения.
Не могу сказать, что на мои работы повлиял какой-то конкретный фотограф. Я ежедневно просматриваю сотню новых фотографий, я подписана на много интересных фотопорталов.
-Когда ты планируешь очередную фотосессию, что является твоим основным вдохновителем и источником идей?
-Знаешь, уже сейчас, процесс придумывания идей у меня поставлен на поток. Я живу с постоянным вопросом «А что если?», постоянно представляю образы и дополняю их. Вдохновение может прийти даже от казалось бы обычного предмета. Не так давно мне подарили розу из бисера, и я сразу начинаю думать как это снять, как и где использовать. А может быть еще проще, мне просто приходит в голову идея, что я хочу совместить розовый и седой, ну вот хочу и ничего с эти не поделаешь. Начинаю ходить и думать как и куда мне это можно приплести.
Или вижу какую-то интересную шляпу, и думаю, «Ага, а не сделать ли мне свои шляпы, какого-то свежего дизайна».. Так что я не могу сказать что меня вдохновляет. Наверное ответ, все. Любой предмет, образ, человек или даже мысль может явиться предметом моего вдохновения. К тому же уже сейчас у меня идей на год вперед. Идей действительно классных, и все они ждут, т. к. для некоторых я никак не могу найти подходящих моделей, для некоторых просто нет средств. Все они ждут своего часа.
-Как ты относишься к тому, чтобы взять чью-то концепцию фотографии, и использовала ли когда-то чьи-то идеи?
-Знаешь, вообще я это не люблю, но один раз, что называется пришлось, так как очень хотелось. Я увидела рекламную компанию духов MOSCHINO, там была такая фотография, как будто-бы на столе лежит голова в платках. Мне она очень понравилась, я просто хотела посмотреть получится у меня так или не получится. Я не делала акцент на эту фотографию, я просто хотела попробовать. А так, брать идеи я не хочу и не люблю.
-Подскажи, сколько лет ты уже занимаешься фотографией?
-Обычно я не считаю свой первый год. Потому как первый год это появление самого фотоаппарата, сходила на улицу листики поснимала, кому-то свадебку поснимала. Я еще не знала в каком стиле хочу снимать, еще толком не знала с какой стороны подойти к фотоаппарату. Если не брать этот год, то я занимаюсь фотографией 3 года.
-Можешь ли ты среди всех твоих работ выделить тот проект, которым ты гордишься больше всех и который тебе больше всего нравится?
-Однозначно.. Вот иногда смотрю на фотографию и думаю, ну неужели это я сфотографировала. Это фотография которая как раз была на выставке MIFA, она же была и на афише. Это фотография, которая напрямую отражает мой стиль: минималистичный дизайн, цветовые гаммы. Их было достаточно сложно выполнить, нужно было модели сделать гримерную лысину и многие другие мелочи из-за которых пришлось поморочиться. И как видим не зря, фотографии уже по выигрывали, в конкурсе MIFA они заняли второе место в номинации: Реклама. 1 октября появятся итоги конкурса IPA — это очень престижный конкурс, это как Оскар для фотографов, я бы так сказала. Хотя бывает и так, что в рамках одного конкурса фотографии заняли призовые места, а в другом вообще небыли отмечены.
-А если ли фото которые ты откровенно не любишь, тебе стыдно смотреть на них, а если лучше их выкинуть куда подальше.
-А их никто не увидит и о них никто не узнает (улыбается). У меня есть съемки, которые я отсняла и понимаю, что ничего не хочу с ними делать. Бывали и такие съемки, что придя домой, взглянув на фото я понимала, что душа у меня к ним не лежит. И эти фотографии ровненько пачкой могла сразу удалить.
Читайте также: Елена Волотовская: «Мне интереснее создавать нежели носить»
-Расскажи где ты вообще работаешь?
-Я сотрудничаю с Женским Журналом. Частенько снимаю обложки и развороты с имиджевыми фотосессиями.
-А что больше преобладает в твоей работе: твои идеи какие-то оригинальные фотосессии или же так скажем наемная работа?
-Я постепенно ухожу в художественную фотографию. Наемные съемки — это реклама и подобного рода задачи. И их у меня уже достаточно мало по сравнению с художественными работами, я бы даже сказала так: 80% моей работы заключается именно в работе на художественной фотографией.
-Расскажи как проходит твой стандартный будний день и делишь ли ты вообще дни на будние и выходные?
-У меня нет выходных, от слова вообще. Я просыпаюсь каждое утро и начинаю работать. Если у меня нет съемок или ретуши, я начинаю просматривать снимки, если у меня есть работа, то я могу днем ретушировать, а вечером снимать, или наоборот. В таком режиме я уже три года, ни о каком отпуске даже не может быть и речи. Должна сказать, что меня это совершенно не утомляет, и если случается день, когда мне ну совсем нечего не надо делать, то я даже не знаю чем себя занять.
-Расскажи, выставка, которую ты организовывала, MIFA — это твоя первая выставка? И проводила ли ты когда-то свои персональные выставки?
-В качестве организатора да, это моя первая выставка. Еще не так давно я считала, что мне рано проводить выставку просто по причине того, что у меня недостаточно материала, который можно выставлять. Сейчас я уже понимаю, что я достаточно близко подошла к вопросу организации собственной выставки и выпуска фотокниги.
По поводу выставки MIFA. Я регулярно участвую в этой выставке и частенько занимаю призовые места. Я подумала, что почему бы не показать белорусским фотографам о том, что есть такой конкурс. Просто искренне хочу поделиться со своими коллегами фотографами, что есть такой конкурс, где можно
получить участие в выставке, которая проходит и в Москве и загранице. А что самое главное, ты получаешь оценку своего творчества от профессионалов, это стоит очень много. Ты начинаешь понимать вообще на каком уровне ты находишься, и сразу видишь в какой области тебе не хватает знаний или опыта.
Я просто предложила организаторам провести такую выставку у нас в Беларуси, и они в свою очередь меня поддержали.
-Осталась ли ты довольна выставкой?
-Я считаю она прошла очень успешно. Для первого раза это просто потрясающий результат. Пришло достаточно много фотографов, у них была куча вопросов из серии «с чего начать?». В принципе цель выставки была показать фотографам, что есть такая выставка и что это такое. Был очень большой отклик людей. Я уверена, что конкурс и ежегодная выставка должны прижиться в Беларуси.
-Я заметила, что на выставке присутствовала твоя мама. Это очень здорово!
-Да, это было очень приятно. Она специально приехала из Витебска, чтобы меня поддержать. Она восхищается моими фотографиями и хотела увидеть вживую как пройдет открытие выставки, как у меня получилось все организовать. И по итогу она была в восторге от всего происходящего.
-Нельзя не отметить, что на открытии выставки ты выглядела очень стильно. Подскажи, как проходил твой процесс сборов?
-На самом деле перед выставкой я ни о чем кроме выставки и не думала. О себе я вспомнила в самый последний момент. Костюм действительно классный, это итальянский дизайнер, однако он не покупался специально для выставки. Еще раз повторюсь, я старалась сделать все максимально качественно и подойти максимально ответственно к открытию, так что времени оставалось на себя совсем немного. И по итогу, я считаю, что у меня все получилось так как и было задумано. Ну кроме дождя в тот день, но это было уже неподвластно мне.
-А как бы ты описала свой стиль одеваться по жизни. Я понимаю, что учитывая твою активность, что работа предполагает быть постоянно на ногах, то это накладывает определенные ограничения.
-Совершенно верно. За последние годы я попросту отвыкла от туфлей. Если соглашаюсь их надеть, то это определенно будет вариант с толстым и максимально устойчивым, а еще лучше невысоким каблуком. Зато у меня собралась целая коллекция стильных ботинок. К тому же во мне очень много энергии, поэтому самый частый вариант на каждый день, это удобные джинсы и любимые ботинки.
-Скажи, как ты свое будущее. Планируешь ли открывать свою школу?
Да, я очень хочу это делать. Но я не вижу этого в Витебске, все таки столица есть столица. В то же время в Минске тоже хватает сейчас и школ курсов. Я думаю скорее о создании даже не школы, а фотоцентра, фото-клуба или галереи-клуба. А уже там впоследствии можно было бы устраивать мастерклассы, там же была фотостудия. Хочется создать что-то максимально полезное.
С Дарьей Матросовой общалась Александра Сопова